Харад



Назад

На главную

Хроники Харада

История о любви
История о братьях
История принца Нарату
История принца Меньшису



Государства Харада подобны виноградной грозди, лежащей на побережье. Сегодня это - комплекс государств, связанных между собой политическими и культурными узами. Им свойственны общие черты: религия, концепция государственной власти, письменность, многие приемы в строительстве и архитектуре, принципы искусства, даже мифологические мотивы и литературные жанры.

Обратимся к харадским хроникам. Их множество - начиная от главных, составленных по приказу государя, и кончая местными - чуть ли не семейными и личными. Канонам написания харадской летописи следует уделить отдельное внимание. С одной стороны, история здесь относится к области делопроизводства, она же является средством фиксировать для потомков величие Отца, государства и конкретного правителя. Поэтому харадские хроники - незаменимые исторические документы, содержащие, к примеру, подробную информацию о прибытии посольств и смене фаворитов при дворе. С другой стороны, эстетизм играл в написании летописи столь важную роль, что летопись периодически превращалась в роман. История - всего лишь материал. Правда, она настолько драматична, что порой не нужно ничего додумывать (см. летопись LXXII Нарата № 864).

Строительство храмов стало, можно сказать, делом общегосударственной важности. Храм - главное дело в жизни государя, при чем не каждый мог себе это позволить: собрать столько средств и строителей, чтобы увековечить имя божье должным образом, был в силах далеко не каждый. Большой храм - это гигантское сооружение со сложной системой внутренних помещений, со статуями и фресками. Архитектура харадского храма, несмотря на изоляцию Харада во время формирования основных принципов построения культовых сооружений, типична для Средиземья. Впрочем, именно широкое применение арок и сводов позволило храмам Харада дожить до наших дней, несмотря на время и стихийные бедствия (в том числе и землетрясения).

Как могло произойти, что народ, не имевший традиций каменного строительства, в короткий промежуток времени меняет основные принципы культовой архитектуры? Многие историки связывают этот процесс с приходом Отца и последующими изменениями в харадской жизни.

Еще один небезынтересный факт, так до сих пор и не объясненный историками достаточно убедительно - это практически отсутствующие в летописях упоминания о человеческих жертвоприношениях, имеющих место сразу после ухода Отца. Дело в том, что человеческие жертвоприношения в это время рассматривались как крайнее средство воздействия на высшие силы (чего, естественно, не требовалось во Времена Его). Однако, даже знакомясь с обрывками фактов, производится впечатление, что народом управлял, в сущности, патологический маньяк. Его садистские, извращенные приказы, оформленные как приказы Отца, становились ритуалами, и любое благоприятное явление закрепляло кровавый ритуал как обязательный для потомков.

Как ни странно, в этом ключе распад Харада становится фактом положительным. Имеющий исключительно политическую подоплеку, процесс этот свел на нет пагубную практику принесения в жертву себе подобных. Человеческое жертвоприношение этого времени напоминает нечто среднее между традицией и неким стимулом естественных, неизменных природных явлений - прихода весны, регулярного движения солнца по небу и т. д. Вместе с тем распад Харада сделал более ценной человеческую жизнь (неудивительно - люди столкнулись одновременно с большими человеческими потерями и природными катаклизмами), и жертвоприношения людей стали исчезающе редкими. Многие современные харадские историки, впрочем, сравнивают с человеческими жертвоприношениями популярные в Хараде публичные бои и тому подобные развлечения, но на наш субъективный взгляд ничего общего между ними нет и быть не может, поскольку первое имеет корни религиозные, когда как последние - продукт светский.

По окончании краткосрочной и малокровной войны карта земель оказалась поделена на три сопоставимые по величине территории, вне границ которых обитали небольшие экстремистские группировки, постепенно собирающиеся в горах. Борьба за чистоту верований, подмененная, по причине общей смуты в сознаниях, обрядовостью, привела к тому, что обрядовые особенности государств стали разниться местами до неузнаваемости. Наибоолее ярко этот процесс выражен в обрядовых рисунках одной и той же веры в сегодняшних Кебеле и Шаддате., в то время, как те же Кебел, Ташит и Далмарра практически не конфликтуют между собой. Впрочем, Шаддат, по оной из версий, образовавшийся из харадцев, не принимавших участия в разделении Харада и ушедших в горы, и сегодня сохраняет свою географическую и политическую изоляцию. Шаддат, крепость, окруженная горами и легендами. В летописях практически нет упоминаний о культурном облике этого города - государства. Как, впрочем, и о моральном. Однако есть свидетельства, что там строго блюдут культ отца и обряды поклонения огню, живут в аскетизме и не очень любят непрошенных гостей. Как, впрочем, и прошенных. Вместе с тем в летописях (см. свод MLXIII Адгана № 27) Упоминается о том, что в Кебеле принимали шаддатское посольство и даже заключили договор о ненападении и взаимопомощи сроком до возвращения Отца. На этом следует остановиться подробнее, поскольку юридически документ все еще в силе. Причиной подобной структуры договора стало древнее верование, имеющее большое влияние в Шаддате, но являющееся скорее легендой в Далмарре, а равно и в двух других государствах современного Харада. Суть верования сводится к тому, что спустя неопределенное время Отец вернется. Впрочем, эту сказку знает каждый ребенок в Хараде. Но то, что мифологический мотив положил начало реальному историческому явлению - уникальный и не имеющий прецедентов в Хараде факт.

А теперь - несколько фактов из новейшей харадской истории. Позволим себе дать их без комментариев.

1986 г., осень. Правитель Ташита Иришото берет в жены старшую сестру Кебела Багаты. На праздновании свадьбы государи заключили дружественный пакт о взаимопомощи, между прочим не упоминая в тексте договора роли Далмарры, правитель которой Ахтанар II также присутствовал на свадьбе. Тогда же Иришото клянется своей супруге, что кроме нее боле не будет у него жен, и Ахтанар, будучи верховным жрецом, скрепляет его клятву своим словом. "Вскоре после свадьбы в Хараде стали поговаривать, что Ташитом правит рука с накрашенными ноготками. Супруга Иришото забрала у мужа бразды правления так аккуратно, что тот словно ничего и не заметил. Так это или иначе, Иришото войдет в историю как один из немногих правителей, имевших только одну жену" - из воспоминаний очевидцев.

1988 г, осень. В Далмарре - массовые волнения. В результате несчастного случая на охоте (официальная версия) погибает Ахтанар II, власть переходит в руки его сына Рамны. Рамна уже в первый год своего правления коренным образом меняет политику государства, в частности, не разрывая официального договора, перестает оказывать политическую поддержку Шаддату. (Следует отметить, что Ахтанар II более чем благоволил к Шаддату (ссылка) . Кроме того, Рамна ужесточил религиозные правила, в частности, узаконил обязательные жертвоприношения и их размер. "Ежемесячные жертвы - это второй налог. Рамна в короне собирает налоги, Рамна снимает корону, заменяя ее обручем верховного жреца - и мы снова платим ему за то, что он родился старшим сыном Ахтанара" - из воспоминаний очевидцев.

1988 г., зима. Ташит отказывается оплатить жертвенный долг и посылает на имя государя Далмарры документ, в котором заверяется, что больше, чем традиционный золотой налог, Ташит выплачивать не будет, более того, отказявается высыласть посольство с дарами на жертвоприношение Перевала (середины) Зимы. В ответ Рамна, будучи номинально главой харадского триумвирата, официально отдает ташитские земли Кебелу. Однако Багата, помятуя о полумифическом договоре, не довел дело до вооруженного конфликта, по сути не выполнив указ Рамны. "Даже если бы случилось чудо, и войска Кебела дошли до горной крепости, они нашли бы ее пустой - у Шаддата свои методы" -из воспоминаний очевидцев.

1990 г., лето. Рамна приказал в торжественной обстановке произвести перезахоронение мудреца Ахеза, казненного по приказу Ахтанара за писание смутных трудов (Ахез был заточен в тюрьму, где и умер в 1985 г. от голода). "Сила власти и слово ее меньше значат для харадского триумвирата ныне, нежели 20 лет назад. Государи все больше поднимают голову и все чаще говорят о том, что от общехарадской власти, сосредоточенной в Далмарре, осталось одно только наименование" - из воспоминаний очевидцев.

1996 г., лето. Рамна официально оглашает имя своего преемника. Им становится незаконорожденный сын Мастад."В народе говорят, что вернее было бы отдать власть в руки Ахты, нежели сыну тирана от наложницы" - из воспоминаний очевидцев.

2000 г., зима. Правители Далмарры и Ташита заключают брачный договор о свадьбе сына Рамны Мастада и дочери Иришото Оканэ. "Красивая телом и сильная духом, Оканэ любит золотые браслеты и тонкие духи. Где бы она не появлялась, ее всюду сопровождает горьковато - пряный аромат трав, а в прекрасные волосы цвета воронова крыла Оканэ вплетает золотые бусины, и они горят на солнце и при свете факелов. Но ярче любого драгоценного камня - глаза ташитской принцессы. Воистину, Мастад был бы счастливейшим из людей, если бы не нрав Оканэ. Ибо эта дева напоминает пантеру, что водится в южных землях" - из воспоминаний очевидцев.

Назад к Истории
Hosted by uCoz